В Лесной кодекс Российской Федерации внесены изменения. Об этом сообщила старший помощник межрайонного природоохранного прокурора Москвы Т. Пыркова.
Изменения, направленные на совершенствование регулирования лесных отношений, коснулись федерального закона от 29.06.2015 №206-ФЗ и вступили в законную силу 1 октября 2015 года. При этом в новой редакции дано определение понятия «лесной участок». Таковым признается участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса РФ.
Также было уточнено понятие «рубка лесных насаждений», в которое, помимо процессов валки (спиливания, срубания, срезания), добавлены и иные технологически связанные с ними процессы, включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу. Определено понятие «лесосечные работы» — это подготовительные, основные и заключительные работы, связанные с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений. Установлен порядок их проведения.
Проектирование лесных участков теперь является самостоятельным институтом (ранее проектирование лесных участков относилось к вопросам лесоустройства). Новая статья 70.1 Лесного кодекса РФ «Проектирование лесных участков» указывает, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей. В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Последние состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений. Они выполняются в соответствии с технологической картой, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими данные работы. После их выполнения составляется акт осмотра лесосеки.
В лесничествах, лесопарках, расположенных на землях лесного фонда, разрешена заготовка древесины субъектами малого и среднего предпринимательства на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Плата по такому договору устанавливается на основе начальной цены заготавливаемой древесины. Последняя рассчитывается как произведение минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений и коэффициента, вводимого региональными органами для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Типовые договоры купли-продажи лесных насаждений утверждает Правительство Российской Федерации.
Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 Лесного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с земельным законодательством. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков. При предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом. Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 — 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Срок действия решения об утверждении проектной документации лесного участка составляет два года.
Органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 — 84 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков.
Основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка являются: 1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации; 2) несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка.
Вступившие в законную силу изменения коснулись также порядка заключения, изменения и расторжения договоров купли-продажи, аренды лесных участков гражданами и юридическими лицами. Утрачивает силу положение о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды лесного участка на новый срок.
Вместе с тем определено, что арендатор, который надлежащим образом исполнил договор аренды лесного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, по истечении срока действия такого договора будет вправе заключить новый без проведения торгов. Данным правом арендатор наделяется, если участок ранее предоставлялся в аренду без проведения торгов либо в аренду на срок более 10 лет с проведением торгов. При этом заключить новый договор можно только при соблюдении определенных условий.
Указано, что типовой договор купли-продажи лесных насаждений утверждается Правительством Российской Федерации. Договор купли-продажи лесного участка, заключенный по результатам торгов, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик лесных насаждений.