Новости

Слобода воротников и музей РГГУ: братеевские краеведы отправились в новое путешествие по Москве

16/10/2019

музей-РГГУ-Египет-экскурсия

Члены краеведческого клуба «Московские окрестности» при КЦ «Братеево» вернулись к метро «Новослободская», где закончилась предыдущая прогулка путешественников. Какие исторические места посетили любители истории в этот раз, Объединенной редакции интернет-изданий Южного округа рассказала руководитель клуба Татьяна Моргунова.

– В первую очередь мы решили посетить слободу воротников – стражников, охранявших въездные ворота Москвы. Когда-то они жили за стенами Кремля, но по мере роста города постепенно перемещались сначала за стены Белого города, а в середине XVII века, при царе Алексее Михайловиче, поселились слободой уже за Земляным городом. Улицы Москвы сохранили в своих названиях память о живших здесь воротниках. Это Воротниковский и Нововоротниковский переулки, – прокомментировала Татьяна Моргунова.

Путешественники узнали, что в центре «старой» и «новой» слобод стояли храмы с приделами, освященными в честь святого Пимена. Старинная церковь XVII века неоднократно достраивалась и перестраивалась: она вобрала в себя архитектурные элементы разных эпох. Лучшие архитекторы и художники принимали участие в ее оформлении и росписи: Быковский, Шехтель, Васнецов и другие. Рядом, на Краснопролетарской улице (бывшая Пименовская), в 1873 году по проекту Флегонта Воскресенского было построено здание типографии Ивана Николаевича Кушнерева.

Новослободская-экскурсия-Московские-окрестности

– Многие «знатоки Москвы» хорошо знают знаменитого типографа Ивана Сытина, а вот про господина Кушнерева слышали в основном только полиграфисты. В советское время на месте печатни был выстроен комплекс зданий в модном тогда конструктивистском стиле – типография «Красный пролетарий». Иван Николаевич был вторым по величине типографом в конце XIX века в столице. Он начинал наемным работником в Санкт-петербургских изданиях, а, перебравшись в Москву, открыл свое дело. Вспомнили и известную пьесу Виктора Вампилова «Случай с метранпажем». Представители этой профессии как раз трудились в печатне Кушнарева. А вы знаете, кто такой метранпаж? Если нет, то прочитайте пьесу или лучше посмотрите ее в театре, – поделилась впечатлениями Татьяна Моргунова.

В Сущево (так в позапрошлом веке называлось место прогулки клуба «Московские окрестности») сохранилось старинное здание полицейской и пожарной части. Оно помнит своих знаменитых арестантов: юного Владимира Маяковского и коварную игуменью Митрофанию. Именно она послужила прототипом Мурзавецкой, по мотивам нашумевшего судебного процесса с ее участием драматург Александр Островский написал пьесу «Волки и овцы». Сюда в отчаянии однажды приехал на извозчике Владимир Гиляровский. Его первая книга «Трущебные люди», не пройдя цензуру, была сожжена в металлической клетке перед полицейской частью. К счастью, у автора остались черновики рукописи.

Освоившись в позапрошлом веке, любители истории решили заглянуть в древние века. Погрузиться в 3 век до нашей эры им помог учебно-художественный музей РГГУ. Благодаря его экспонатам члены клуба очутились в Древнем Египте, Среднем и Новом царствах, Древней Греции и Риме, Переднем царстве, Эпохе Возрождения и Древней Мексике. Идея такого музея была еще у княгини Зинаиды Волконской, а вот воплотил ее Иван Владимирович Цветаев.

– Сын провинциального священнослужителя, окончивший Московский университет, не имел возможности изучать искусство древних веков, посещая зарубежные страны, подобно богатым однокурсникам. Снять точные слепки со знаменитых шедевров и разместить в музее для их дальнейшего изучения – цель, которой он посвятил жизнь. В 1912 году такой музей был открыт — сейчас это Музей изобразительных искусств имени Пушкина, расположившийся на улице Волхонка. Музей РГГУ – его филиал, – поделилась подробностями Татьяна Моргунова.

Фото предоставила Татьяна Моргунова

Метки: , , , ,

Выбор редактора