— Валерий Александрович, с каким настроением Вы встречаете этот праздник?
— Я встречаю с предъюбилейным настроением, потому что в следующем году исполнится 90 лет нашим войскам.
— Вы являетесь председателем Союза десантников России. Какие задачи стоят перед Союзом?
— Задача любой общественной ветеранской организации, конечно, состоит в помощи ветеранам. Государство не успевает оказать ее всем, поэтому своей главной задачей мы видим именно оказание поддержки нашим ветеранам. Сотрудничаем с различными благотворительными организациями. На сегодня мы уже помогли более чем двумстам ветеранам-инвалидам. Поддерживаем вдов. Также Союзом постоянно ведется воспитательно-просветительская работа среди нашей молодежи, которая, к сожалению, не всегда знает историю военных подвигов.
— А какие традиции в Вашей семье, связанные с историей ВДВ?
— Есть такая одна традиция. (Улыбается — ред.) У меня на правом плече есть татуировка – аббревиатура ВДВ, которую я сделал еще 50 лет назад, дочка моя и зять-десантник тоже с такой же татуировкой.
— То есть ВДВ – это судьба?
— Думаю, да. Я, например, вовсе не думал быть военным, в семье никогда военных не было. Мечтал стать столяром или художником, в детстве красиво рисовал. А вот судьба все-таки привела меня в воздушно-десантные войска. Надеюсь, внук тоже станет десантником.
— Десантник, на Ваш взгляд, это кто?
— Конечно, это прежде всего солдат, который служит своей стране. Но помимо того он еще обычный человек, который любит свою семью, детей, родину.
— Вы курировали действия прославленной 9-й роты в бою за высоту 3234 в Афганистане. Какие воспоминания остались о тех событиях?
— Воспоминания до сих пор свежи. Помню все, как будто вчера было. Для меня служба в Афганистане — самый трудный, но в то же время и самый главный период в жизни. Я вошел в Афганистан командиром 9-й роты, а вышел командиром полка.
— Как Вы считаете, что самое главное для командира в ситуации на грани жизни и смерти?
— Ситуаций на грани было множество. Но для меня наиболее важно всегда было спасти жизни моих ребят. Лучший показатель службы любого командира на войне – выполнение поставленной задачи с наименьшими потерями. Поэтому лично моя задача в критических ситуациях как командира – отвести максимально дальше черту между жизнью и смертью.
— Вам не снятся те боевые действия?
— Нет, ничего не снится, но я все помню.
— Что можете пожелать сегодня тем, кто несет службу в воздушно-десантных войсках?
— Я хочу им пожелать, чтобы они помнили о том, что мы были. Потому что мы помним, какие были у нас учителя. Пусть будут здоровыми и несут достойно свою службу!