Накануне Международного Дня пожилых людей корреспондент нашей районной газеты при поддержке ветеранской организации, Совета депутатов Братеево и байкеров столичного мотоклуба Harley-Davidson сделали необычный подарок 94-летнему фронтовику Николаю Дмитриевичу Куликову. Потомки героя исполнили его давнюю мечту – прокатиться по Москве на Harley, мотоцикле его фронтовой юности.
В один из последних солнечных выходных сентября тишину сонных московских двориков на юге столицы взорвал нарастающий мощный гул. Люди, вслушивались, пытаясь понять, откуда движется «зверь». А когда увидели огромную кавалькаду хромированных мотоциклов, замерли в изумлении, поспешили включить камеры своих смартфонов. Такое увидишь не каждый день. Почти сотня мотоциклов Harley-Davidson чинно подъехала к дому ветерана. Во главе колонны – мотоцикл с копией красного знамени Победы, вооружённого под рейхстагом. Спешившись, парни в кожанках выстроились, как солдаты Почётного караула в ожидании своего генерала. Они ждали последнего оставшегося в живых мотоциклиста-разведчика гвардейского полка, который два года войны воевал на знаменитом мотоцикле «Харлей», освобождал Львов, Прагу, брал Берлин.
Николай Дмитриевич сразу распознал родной гул моторов и постарался побыстрее надеть свой утяжелённый наградами парадный пиджак. Когда вышел, двор взорвался аплодисментами. В его честь!
Николай Дмитриевич родился в деревне Бутырки Краснопахарского района Московской области, в большой крестьянской семье, где росли три дочери и пять сыновей.
Война застала его работником радиоузла, который в то время находился на территории Троицкой фабрики, куда он пришёл работать после окончания 7-го класса. С первых дней войны радиоузел перешёл на круглосуточное боевое дежурство. По телефонным сведениям, из части ПВО Николай исправно объявлял воздушную тревогу при очередном налёте немецких самолётов на Москву.
– В первый же день войны я проводил на фронт старшего брата, который только что вернулся домой после срочной службы, а второй брат служил с 1940 года. Вскоре ушёл на фронт и третий брат. А 15 августа 1942 года телефонограммой я тоже был вызван в райвоенкомат и зачислен на курсы мотоциклистов в 15-й отдельный мотоциклетный полк, что размещался в Горьковской области. По окончании курсов меня с большой группой сверстников направили на станцию Лось, где формировался 51-й отдельной мотоциклетный полк. Тогда-то мне впервые в жизни поручили мотоцикл. Это был наш отечественный М-72, – рассказал ветеран.
В июле 1943 года полк вошел в состав 4-й гвардейской танковой армии под командованием гвардии генерал-лейтенанта танковых войск В.М. Баданова. В составе полка была танковая рота, мотоциклетный батальон из трёх рот – около 200 мотоциклов, артдивизион, пулемётная рота и другие подразделения.
– На мотоциклах М-72 в июле 1943 года под Орлом наш полк вступил в свой первый бой. Силы были неравными. Немцы нас расстреливали из танков прямой наводкой. Многие мои сослуживцы погибли в том первом бою. Я чудом остался жив, – вспоминает Николай Дмитриевич.
После Орловской операции полк был направлен на переформирование в пригород Карачева (это в брянских лесах). Туда же прибыл эшелон с новыми мотоциклами «Харлей Дэвидсон», на которых полк прошёл весь последующий боевой путь. В марте 1944 года мотоциклетный полк принимал участие в Проскурово-Черновицкой наступательной операции, освободив свыше 20 населённых пунктов.
В июле-августе Николай Дмитриевич на своём боевом «Харлее» участвовал в Львовско-Сандомирской наступательной операции. За освобождение Львова его полк получил почётное наименование Львовского. В январе 1945 года была Висло-Одерская операция.
– Я служил мотоциклистом-разведчиком, поэтому фронтовых историй у меня на целую книгу. Например, как-то раз я следовал с донесением в штаб полка. Проезжаю через населённый пункт и на крутом повороте вижу метрах в тридцати 15 солдат противника. Вступаю в бой. Немцы растерялись. Я открыл огнь из автомата, некоторых положил, других разогнал. А главное – донесение в штаб доставил вовремя. «Харлей» меня ни разу не подводил. Правда, за два года войны я сменил три мотоцикла, – вспоминает ветеран.
Войну Николай Дмитриевич закончил на Эльбе.
– Там, на Эльбе, я впервые увидел американцев. Они тоже были на «Харлеях», но в отличие от наших потрёпанных фронтовых машин их мотоциклы были чистенькими, ухоженными. Тоже вроде бы победители!
Глава Совета депутатов муниципального округа Братеево Александр Серегин поздравил присутствующих с Днем пожилого человека и пожелал крепкого здоровья и долголетия ветерану и всем фронтовикам нашей огромной страны.
— День пожилого человека – это день особого общественного внимания к проблемам людей старшего поколения, той ответственности, которую мы все несём перед нашими родителями и всеми, кто посвятил свою жизнь стране, людям, детям, обществу. Он призван напомнить молодым о ценности человеческих отношений, верности, чувстве долга, ответственности и самопожертвовании. Забота о старших воспитывает в наших сердцах чувства любви, благодарности, милосердия и чистосердечности, и мы не должны забывать, что только у того общества, в котором люди уважают старших, есть будущее, — сказал глава Совета депутатов муниципального округа Братеево Александр Серегин.
Метки: Harley, байкеры, ветеран, ВОВ, день пожилого человека, мотоциклы