Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков, Саша Чекалин, Зина Портнова.… Как вы думаете, кому могут принадлежать эти имена? Сейчас на этот вопрос мало кто ответит. Признаться честно, некоторые из моих знакомых, услышав оригинальные фамилии Казей и Котик, приняли перечисленных за рецидивистов, или, по крайней мере, за людей, причастных к криминалу. Нет, все намного благороднее. Это пять несовершеннолетних бойцов Красной армии, которые во время Великой Отечественной войны единственные среди сверстников были удостоены высшей награды — звания Героя Советского Союза. Все посмертно.
Чтобы память о них и их подвигах жила среди нынешнего поколения нужны не только книги или статьи в Интернете. Прежде всего, нужны люди, которую будут эту память нести, передавать ее будущим поколениям. Одним из таких является Игорь Александрович Баянов, руководитель проекта «Первые Герои Советского Союза».
«А вы знаете, кто стали первыми героями Советского Союза?» — спросил меня Игорь Александрович при встрече.
Я не знал. Ими оказались 7 летчиков, они приняли участие в спасательной экспедиции ученых с затонувшего парохода «Челюскин», которые около двух месяцев дрейфовали на льдине. Именно для этого Игорь Александрович и создавал свой проект. Чтобы рассказать о первых, показавших пример остальным, заразившим их своей смелостью и мужеством.
«В 2014 году мы отметили 80 лет со дня спасения челюскинцев. И имена летчиков, принявших участие в экспедиции знать нужно! Это Николай Камин, Сигизмунд Леваневский — все люди удивительной судьбы! Что уж говорить, если Ивана Папанина все забыли. А это вообще-то первооткрыватель Северного полюса. Долгие годы ему не могли установить памятник», — рассказал Баянов.
Уже через год после создания проекта ему удалось посодействовать в установке единственного в стране бюста Ивану Папанину. Он появился в поселке Борок Ярославской области.
«Есть еще и первые женщины герои Советского Союза. Кто сейчас слышал о Валентине Гризодубовой? А ведь многие поколения на этом имени выросли. Она совершила героический перелет Москва — Дальний Восток 78 лет назад, во время войны командовала мужским авиаполком, была причастна к строительству первого международного аэропорта страны “Шереметьево”, и сама прокладывала первые маршруты в Европу!» — продолжает Баянов.
Надо сказать, бюст Валентине Гризодубовой также удалось изготовить при содействии организации «Первые Герои СССР». Сейчас он находится в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. По словам Игоря Александровича, за время существования его проекта в центре Москвы удалось установить уже 10 монументов: 5 — спасателям челюскинцев, 3— женщинам, 2— героям-подросткам.
Тема покорения Арктики близка Игорю Баянову не просто так. 24 года своей жизни он отдал северной авиации. Имеет звание почетного полярника.
«Я ведь не сразу попал в Москву. Родился в Иркутске, там окончил авиационное училище и пошел по распределению в Арктику. Другой дороги я для себя и не видел. Мне еще повезло, попасть туда было очень трудно! Молодежь тогда интересовалась Арктикой», — вспоминает Баянов.
Из 24 лет службы на Северном полюсе пятнадцать Игорь Александрович руководил крупным отрядом полярной авиации, имел в подчинении 50-70 экипажей. Основной его задачей было составлять план полетов, как он сам выражается — «ловить окна», чтобы отправить летчиков на дрейфующие льдины.
«Там погоды не было вообще! А летать нужно! Необходимо доставить еду, технику, провести караван судов», — уточняет Баянов.
На вопрос, почему Арктика сейчас никому не нужна, Игорь Александрович напрямую отвечать не хочет. Уходит от темы, старается рассказать, как там было раньше.
«Вот смотрите, это я с группой полярников на дрейфующей льдине, — показывает Баянов одну из принесенных с собой фотографий. – Я третий слева, с бородой и карабином. Там нельзя без карабина. А за нами пропасть — океан глубиной 4,5 километра. И при этом льдины постоянно в движении. Там лед ломался с таким хрустом, что закладывало уши. На самом деле, что ни фотография, то целая история. Вот это уже более поздний снимок. Я с другом на Первое мая, у нас тогда минус 15 было, стандартная весенняя погода. Ну а вот и главная ходячая опасность Арктики – белый медведь. Нам тогда только продовольствие скинули с самолета, там же копченостей много, вот он и пришел на запах! Собаки пытаются его отпугнуть».
Этим летом случилось знаменательное событие. На Аляске, вблизи мыса Оликток, местные рыбаки зацепили огромный массив металла. Исследователи считают, что это могут быть обломки самолета Сигизмунда Леваневского. Он совершил много опасных перелетов, но в 1937 году во время рядовой экспедиции его воздушное судно перестало выходить на связь. Самолет ищут до сих пор. И вот теперь появилась надежда.
Игорь Баянов одним из первых среагировал на новую информацию и взялся за организацию поисковой экспедиции «Аляска 2016». После согласования всех нюансов с правительством США он принял решение участвовать в полете. Несмотря на преклонный возраст, Игорь Александрович вместе с товарищами с августа ведет работы на предполагаемом месте крушения. Как почетный полярник уже говорил выше, «другой дороги, он для себя не видит».
Игорь Писарев
Метки: Баянов, город в лицах, Москва, ЮАО