Общественный транспорт столицы становится более комфортным не только для обычных пассажиров, но и для людей с ограниченными возможностями здоровья. Создание безбарьерной среды – одно из приоритетных направлений деятельности городских властей. В нашей регулярной рубрике «Транспорт в ЮАО» мы расскажем, какие изменения в этом направлении произошли в работе автобусов, троллейбусов и подземки за последние несколько лет, а какие новинки только предстоит внедрить.
Метрополитен
Первые станции столичной подземки строились с расчетом исключительно на здоровых людей. Длинные эскалаторы, крутые лестницы без пандусов – инвалиды попросту не могли преодолеть их без посторонней помощи. Ситуация начала меняться сравнительно недавно – первые лифтовые подъемники для маломобильных граждан появились в столичной подземке в 2004 году.
На сегодняшний день пандусами оборудованы 373 лестничных марша. Кроме того, для ориентации слабослышащих пассажиров на станциях устанавливают информационные указатели (подвесные, настенные и световые), эскалаторы снабжаются пиктограммами о правилах пользования ими.
В 2015 г. 32 станции оборудовали шуц-линиями – элементами навигации, которые помогают слабовидящим и незрячим пассажирам безопасно передвигаться по платформе.
Узнать, какие станции адаптированы для маломобильных групп граждан, и составить маршрут можно с помощью портала «Метро для всех»
Несколько лет назад в столичном метрополитене начал функционировать центр помощи маломобильным пассажирам (ЦОМП). Задача его работников – сопровождать лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также пожилых людей и пассажиров с детьми. Сотрудники центра несут дежурство на 80 станциях подземки. В период с января по май 2016 года инспекторы ЦОМП обслужили свыше 42 тысяч человек.
Наземный транспорт
К 2020 году подвижной состав общественного транспорта Москвы будет приспособлен для инвалидов на 96%. Об этом сообщил заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Дмитрий Пронин. Для сравнения – в 2010 году этот показатель не превышал 29%.
Транспорт, закупаемый городом, имеет низкий уровень пола, в салоне предусмотрены аппарели (подножки) и места для крепления инвалидных колясок. Автобусы, трамваи и троллейбусы оборудованы указателями с увеличенным шрифтом и электронными табло с бегущей строкой.
Остановки наземного общественного транспорта также адаптируются для инвалидов – там укладывается тактильная плитка, устанавливаются поручни, появляются плавные заезды на площадки и платформы.
Московский железнодорожный узел
Инфраструктура Московской железной дороги меняется не так быстро, как наземный транспорт, но все же работы по созданию безбарьерной среды ведутся – в настоящий момент пандусами оборудованы 52 остановки (в том числе «Коломенская», где недавно провели масштабную реконструкцию) и 50 переходов.
Заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов сообщил, что станции Московского центрального кольца, движение по которому планируют запустить осенью, будут полностью адаптированы для инвалидов. Там установят лифты и подъемники, а также пониженные окна касс для колясочников. В составах будут предусмотрены расширенные проходы между сиденьями и места для крепления колясок.
Социальное такси
Люди с ограниченными возможностями здоровья могут воспользоваться не только общественным транспортом, но и «социальным такси». Эта служба, созданная ГУП «Мосгортранс» при поддержке Департамента транспорта Москвы, осуществляет перевозки маломобильных граждан по индивидуальным или коллективным заявкам. Подвижной состав оборудован специальными средствами для посадки и высадки, а также комфортной перевозки пассажиров.
Впрочем, данная услуга доступна только тем, кто зарегистрирован в организации «Всероссийское общество инвалидов».
Метки: инфраструктура, Москва, транспорт, ЮАО