Новости

Снова в школу: интервью с депутатом и заместителем директора школы №867 Дмитрием Волковым

27/08/2015
Депутат муниципального округа Братеево Дмитрий Волков
Депутат муниципального округа Братеево Дмитрий Волков

Лето подходит к концу, и московские школьники возвращаются к учебным будням после долгих каникул. Между тем, это пора забот не только для детей, но и для их родителей. Куда отдать учиться своего ребенка? Сколько стоит дополнительное обучение в кружках? Об этом и не только мы поговорили с депутатом муниципального округа Братеево, заместителем директора школа № 867 Дмитрием Волковым.

— Дмитрий Александрович, в последние годы в системе столичного образования велась масштабная реорганизация. Как она коснулась вашего учебного заведения?

Дмитрий Волков (Д. В.): С 2014 года школа № 867 реорганизована путем присоединения к ней еще одной школы и двух детских садов. В первую очередь, это сделано для оптимального и эффективного управления образовательным процессом. Ранее дети и родители сталкивались с определенными бюрократическими трудностями при переходе с одной ступени образования на другую. Существенный плюс реформы в том, что дети, которые ходят в дошкольное отделение комплекса, могут перейти в первый класс без каких-либо дополнительных процедур, без сбора документов и подачи заявлений.

— Оправдала ли себя эта идея? Родители учащихся довольны?

Д. В.: Идея оправдала себя на 100 %. Благодаря порталам «Активный гражданин» и городских услуг у родителей есть все возможности контролировать процесс через интернет. К примеру, из дошкольного отделения в первый класс ребенок будет переведен автоматически. Но если у него и родителей есть желание перейти в другое образовательное учреждение, то они смогут сделать это при помощи заявки на pgu.mos.ru. Выбранное учреждение в течение трех дней рассматривает обращение и принимает решение по нему – принять ученика либо мотивированно отказать. В общем, система эффективная, и жалоб со стороны родителей я пока не слышал.

— Для чего еще была нужна реорганизация образовательных учреждений?

Д. В.: Реорганизация направлена еще и на экономию денежных средств. Например, если раньше в каждом из четырех учреждений было по одному главному бухгалтеру, каждый из которых получал зарплату, то сейчас главный бухгалтер один. Да, его функционал расширился, но стала больше и заработная плата. То же самое можно теперь сказать и о каждой административной штатной единице, в том числе и о директоре. То есть с точки зрения затрат образовательный комплекс и вся система городского бюджета, конечно, выигрывает. Однако у директора становится еще больше ответственности. И здесь очень важно грамотно распределить обязанности среди подчиненных и наладить взаимоотношения среди заместителей и педагогического персонала.

— Одна из самых актуальных тем в сфере школьного образования – это плата за обучение. За что и в каком объеме должны платить родители? Как сейчас финансируются школы?

Д. В.: Несмотря на экономические трудности в стране, финансирование московских школ остается на прежнем, запланированном уровне. Годовой норматив на одного старшеклассника составляет около 123 тысяч рублей, для 1-4-х классов – чуть поменьше. Цифра умножается на количество учащихся и так определяется сумма субсидии, которая выделается образовательному учреждению на календарный год.

Полностью бесплатными являются предметы, заявленные в учебном плане. В него входят предметы двух направлений – это федеральный компонент и региональный. Количество предметов, входящих в последний, ограничено максимальной нагрузкой учащегося. В старшей школе она составляет 34 часа в неделю. Минимальная нагрузка – 32 часов. Эти часы платными быть не могут.

— Какие услуги могут быть платными?

Д. В.: Это, в первую очередь, программы, которые не относятся к базовым и которые направлены на расширение и углубление того или иного курса. Это также прикладные дисциплины – я, например, как учитель экономики, веду еще и курс основ финансовой грамотности, который не входит в обязательную школьную программу. Такие занятия могут проходить только во второй половине дня – ими нельзя заменять утренние учебные часы. В нашей школе стоимость курса (по одному занятию в неделю) составляет 1500 рублей в месяц. В прошлом году было заключено почти 700 договоров на такие занятия (при том, что всего у нас обучается около 2200 учеников). Чтобы записаться, родители направляют заявки через портал государственных услуг. Оплата производится только безналичным платежом, что четко прописано в договоре.

— Сейчас муссируются слухи о возможном введении платы за группы продленного дня для учащихся школ.

Д. В.: Расходы на них не включены в выделяемую государством субсидию. При этом кружки, работающие при школах в не учебное время, должны быть бесплатными – на них субсидия как раз-таки распространяется. Пока что школы используют на группы продленного дня часть суммы выделенной субсидии. Но если привести все в строгое соответствие юридическим нормам, школа вправе брать деньги с родителей за эту работу. Впрочем, это вопрос скользкий – пока что непонятно, кто, сколько и за что конкретно будет платить. Ведь если во время группы продленного дня ребенок отправляется на занятие в кружок, то это уже бесплатная услуга, которую субсидирует государство. Нужны единые нормы, но пока они на стадии разработки и апробирования. Поэтому введение платы за группы продленного дня вероятно, но не в ближайшее время.

Беседовал Василий Кондрашов

Выбор редактора