Новости

Изначальный смысл букв

23/05/2015

IMAG1003Занятие «Начало всех начал» для учащихся 5 «Б» класса ГБОУ СОШ №1998 было проведено в Библиотеке №150 в преддверии Дня славянской письменности. В ходе него сотрудник библиотеки Алена Ермолаева рассказала школьникам о создателях славянской азбуки Кирилле и Мефодии, о том, как сложно было ее распространять, и какой смысл несут в себе буквы.

Школьники узнали о трудностях, с которыми столкнулись Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий при попытке распространить славянскую письменность. Они решили, что славянские народы намного проще будет вовлекать в лоно церкви, если вести церковные службы для них на родном языке. Собственно, для этого и была создана славянская письменность. Однако многие духовники были против таких инноваций.

Первое время Кириллу и Мефодию в их нелегком деле помогал князь Ростислав, правивший в Моравии, части Швейцарии, аналогичной нашей губернии. Однако он погиб, отбиваясь от врагов на одной из многочисленных войн, и Кирилл с Мефодием решили обратиться за благословением к Папе Римскому, чтобы вести службы на славянском языке.

В Рим создатели славянской письменности поехали не с пустыми руками. Кирилл и Мефодий участвовали в раскопках в Херсонесе и нашли там останки Папы Римского Климента – третьего Папы Римского в истории. Церковь всегда собирала христианские религии, в том числе мощи святых, находка Кирилла и Мефодия стала существенным даром духовенству. Тогдашний Папа Римский Адриан по достоинству оценил его и провел несколько служб в Риме по азбуке Кирилла и Мефодия, тем самым разрешив проводить службы на родных для славян языках.

Однако победа была омрачена. В Риме умер еще молодой и полный сил 42-летний Кирилл. Его дело продолжил Мефодий с учениками, ученики которых донесли азбуку кириллицу и до Руси. Сегодня памятники Кириллу и Мефодию установлены во многих крупных городах России и в других славянских странах.

Интересно, что кириллица стала не первым перечнем славянских букв. До нее была глаголица «совершенно отличная от других языков», буквы в ней обозначались уникальными символами. Она не получила широкого распространения, хотя долгое время глаголицей пользовались в Хорватии и Болгарии, в Киевской Руси глаголицей было написано всего несколько книг.

Сотрудник Библиотеки №150 Алена Ермолаева не только рассказала школьникам о глаголице, но и продемонстрировала ее. Пятиклассникам были розданы листки с глаголицей и переводом букв на современные. Как школьники только не называли эти буквы: значки, закорючки, иероглифы… Перед ними была поставлена задача – написать свое имя глаголицей. Ее школьники с радостью исполнили, однако возникали сложности, к примеру, кто-то не смог найти буквы «э», которая довольно недавно у нас появилась. Хотя школьники и понимали, что пишут свои имена, выглядели они загадочно и непонятно.

Вслед за глаголицей Алена Ермолаева рассказала детям о кириллице. Она была создана на основе греческого алфавита, более того, даже названия «азбука» и «алфавит» придуманы по одинаковой схеме. «Алфавит» – сочетание двух первых букв греческого – «алфа» и «вита», «азбука» славянского – «аз» и «буки». К слову, буква «б» придумана специально для славян, которые ею активно пользовались и до того.

Каждая буква в славянской азбуке имеет смысл, а может быть энергетически и заряжает слова, которые составляет. Ведь это сейчас мы говорим «а», «бэ», «вэ», «гэ», «дэ» и т.д. Изначально же было: «аз», «буки», «веди», «глаголи», «добро», и значили они то, как звучали. У славян не было азбук-учебников, как у нас, учили они слова вместе со смыслом, который несут буквы. Так, «год» – «глаголь-о-добро», «дом» – «добро-о-смысле». Школьникам было предложено разобрать подобным образом собственные имена. Хотя они чаще всего пришли к нам уже сложенными из греческого языка, пятиклассники все равно открыли в себе много нового.

Помимо смыслового значения буквы славянской азбуки изначально имели и числовое значение. Так, если над буквой «а» провести черту, грамотный славянин увидел бы цифру один, черта над «в» означала два… Свои буквы были у чисел 10, 20, 40, 100, 200, 400, 900, 1000, 2000 и т.п. А вот был ли у славян нуль, осталось неизвестным.

Школьников, вспомнив недавний 70-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне, попросили записать 1945 год кириллическими буквами. Получалось долго: одна буква означала «тысячу», вторая – «девятьсот», третья – «сорок», четвертая – «пять». Те, кто все же справился быстро, постарались записать год своего рождения. Он выглядел короче и записывался двумя буквами азбуки, которые обозначали «две тысячи» и чаще всего «три».

В заключении «лекционной» части школьникам продемонстрировали одну из первых книжных азбук времен царя Алексея Михайловича. Как и многие другие, она начиналась со слов «Пророк Наум наставь на ум». С тех пор азбука претерпела несколько реформ, и сейчас смысл написанного угадывается с трудом, впрочем, пятиклассники из ГБОУ СОШ №1998 кое-что разобрали.

Буквы придуманы Кириллом и Мефодием век назад, но и писали их не авторучками, как сейчас, а совсем другими инструментами. В библиотеке №150 нашлись металлические перья. Они и стали последним испытанием для любознательных школьников. Они писали перьями и понимали, как это сложно – быть грамотным, уметь читать и писать, понимать смысл не только слов, но и каждой буквы.

Выбор редактора