Новости

В районной библиотеке прошел литературно-музыкальный вечер посвященный Пастернаку

25/02/2015

В 2015 года масштабно отмечается 125-летие Бориса Пастернака.  17 февраля в своей литературно-музыкальной гостиной Библиотека №258 (1) «Братеевские интеллектуалы» провела литературно-музыкальный час памяти поэта  «Я понял жизни цель и чту…»

Хотя заявленный лектор Наталья Панченко не смогла присутствовать на мероприятии, гости смогли посмотреть презентацию и послушать сообщение Елизаветы Зыковой о жизни и творчестве Бориса Пастернака, а также услышать его стихи.

Родился поэт  10 февраля 1890 года в еврейской семье Леонида и Розалии Пастернаков. Его мать была пианисткой, которая в молодости дала несколько концертов на очень высоком уровне, но отказалась от музыкальной карьеры, посвятив себя семье и детям. В своем творчестве ее сын не раз с уважением упомянет этот жизненный выбор, отметила Зыкова.

Отец Пастернака был знаменитым художником, причем настолько знаменитым, что многие современники знали Бориса Леонидовича как «сына того самого художника». Естественно, в доме Пастернаков частыми гостями были представители творческой богемы, зачастую талантливые люди. Позже Борис Пастернак напишет: » Я, сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как живой норме».

Не лишним будет вопрос, почему о Борисе Пастернаке вспомнили в литературно-музыкальной, а не просто литературной гостиной. Ответ прост: Пастернак был не чужд музыке, а музыка — его поэзии. В процессе рассказа Елизавета Зыкова нередко прерывалась, чтобы зачитать стихи под гитарное сопровождение Марии Афиногеновой, музыканта и филолога.

В 13 лет будущий поэт знакомится с Александром Скрябиным и под впечатлением от этой встречи решает стать композитором, но вскоре разочаровывается в своих способностях. Казенную гимназию Борис Пастернак закончил с высшими балами, правда, не сдав Закона Божьего, от которого был освобожден в связи с происхождением. Интересно, что на два класса младше в той же гимназии учился Владимир Маяковский. Поступив на простой в то время юридический факультет в Московский университет, Борис Пастернак вскоре переводится на философский. Преподаватели видят в нем талант, однако Пастернак рвет с философией, как ранее с музыкой, и посвящает себя поэзии и не зря.

После смерти Владимира Маяковского к Пастернаку приходит официальная слава. Его делают новым знаменем советской поэзии, объявляя поэтом номер один, однако личные качества, в конечном счете, лишают его официальных благ. К примеру, сам Борис Пастернак считал первым русскоязычным поэтом Марину Цветаеву, с которой активно переписывался, пока та была в вынужденной эмиграции, а по просьбе Анны Ахматовой заступался за ее мужа, попавшего в опалу.

Сам Борис Пастернак оказался в немилости не из-за личной жизни, хотя было за что. С первой женой, художницей Евгенией Лурье, поэт развелся ради брака с женой своего друга Генриха Нейгауза Зинаидой. История должна была стать скандальной, но Пастернак поступил честно. Поняв, что влюблен, он признался другу. «Скандалов не было, но была трагедия», — восхищаясь высокими отношениями, отметила Зыкова. Через какое-то время гордиев узел был разрублен, Пастернак развелся и женился на Зинаиде. Однако спустя годы появился новый — Ольга Ивинская. Снова были душевные метания, но Борис Пастернак пошел, может быть, на аморальный, но честный поступок — признался жене и стал жить на два дома. Естественно, в связи с этим вокруг Пастернака было много слухов и недоброжелателей, но погубил поэта  «Доктор Живаго».

Публиковать роман в Союзе никто не решился, хотя, как единодушно отметили собравшиеся, в «Докторе Живаго» не было ничего антисоветского. Тогда рукопись была передана за границу, где ее напечатали. Далее, по мнению Зыковой и некоторым исследованиям, она стала инструментом в той игре, о которой Борис Пастернак не подозревал. В России «Доктор Живаго» появился в книжках карманного формата, которые раздавали советской молодежи. По некоторым данным инициатором этого стали западные спецслужбы. Однако настоящий скандал разразился после присуждения Борису Пастернаку Нобелевской премии. В решении комитета значилась невинная формулировка «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской литературы», но многие восприняли этот акт как однозначно политический. Тогда Бориса Пастернака не только исключили из Союза писателей, но начали открытую компанию против него в СМИ. Самым же страшным стало то, что ни его произведений, ни его переводов больше не принимали издательства, тем самым лишая писателя заработка. Единственными средствами для существования стали приходящие из-за рубежа гонорары за судьбоносную публикацию «Доктора Живаго».

Переживания моральные в конечном итоге нашли отражение в физическом недуге — раке легкого, из-за  которого Борис Пастернак трагично ушел из жизни в 1960 году. Закончив свое выступление, Зыкова, вызвала бурную реакцию в зале.

«Почему трагично? Он прожил насыщенную жизнь и умер в 70 лет. Ни Маяковский, ни Есенин до этих лет не дожили», — недоумевал завсегдатай литературных вечеров в Библиотеке №258(1) Виталий Широков. Этот вечер он дополнил не только своим возмущением, но и чтением стихов Бориса Пастернака, которые, по его мнению хороши, но все же тяжеловаты.

Итог жизни любого творческого человека – это его произведения. Хотя произведения Пастернака сейчас активно переиздают, сам автор на закате жизни считал, что сделал гораздо меньше, чем задумал.

Выбор редактора