В этом году Московскому авиационному центру исполняется 17 лет. За годы работы с помощью вертолетов учреждения спасены тысячи людей, потушены десятки пожаров. В составе экипажей работают исключительно высокопрофессиональные пилоты, которые продолжают славные традиции летчиков прошлых лет, никогда не останавливаются на достигнутом и стремятся вперед, регулярно оттачивая мастерство. У многих из них есть свои герои. В преддверии 75-летия Великой Победы, сотрудники Московского авиационного центра вспоминают летчицу Валентину Гризодубову, которой 31 января исполнилось бы 110 лет. Это первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза.
Рождение выбора профессии
Валя родилась в Харькове, в семье изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова 31 января 1910 года.
Совсем еще малышкой, в 2,5 года Валя совершила свой первый полёт на папином аэроплане, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет девочка участвовала в слёте планеристов в Коктебеле.
После окончания школы Валентина поступила в Харьковский технологический институт, а параллельно была зачислена в консерваторию. Однако после открытия в 1928 году Харьковского центрального аэроклуба, будущая летчица несколько месяцев посещает его курсы, оставляет институт и поступает в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа. В 1929 году Валентина Гризодубова уже учится в школе лётчиков-инструкторов города Пензы.
В последующие семь лет, до 1937 года, девушка работала лётчиком-инструктором сначала в Туле, а затем в Москве. В школе она дала путевку в небо 86 учлетам, многие из них впоследствии стали Героями Советского Союза.
Предвоенные годы ознаменовались в нашей авиации значительными достижениями мирового класса. «Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» — этот призыв партии и правительства имел реальную основу. В стране была создана промышленная база, выросли научно-исследовательские организации, авиационно-конструкторские бюро, авиазаводы, и краснозвездные самолеты стали покорять огромные расстояния, высоты, скорости.
Валентина облетела почти всю страну на различных типах самолётов того времени. В одном лишь 1937 году Гризодубова установила пять мировых рекордов на лёгкомоторных самолётах.
Как становятся героями
24-25 сентября 1938 года Валентина в качестве командира экипажа вместе с двумя другими легендарными лётчицами — Полиной Осипенко и Мариной Расковой, на самолёте «Родина» совершили беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток. Это был международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часов 29 минут советские девушки пролетели 6450 километров). Из-за прерванной радиосвязи им пришлось посадить самолёт в тайге, на болото.
«Полет этот был сложным по метеорологическим условиям и оттого, что отказала вся радиоаппаратура, — вспоминала Валентина Степановна, — штурман Раскова оказалась без связи с землей. Из-за обледенения кабины она не могла вести и визуальную ориентировку».
Экипаж обнаружили с воздуха и благополучно доставили на Большую землю. За этот перелёт 2 ноября 1938 года все девушки были удостоены звания Героев Советского Союза.
— Как вы скомплектовали экипаж? — спросили как-то у Валентины Степановны.
— Со штурманом было просто решить вопрос, я уже летала на рекорд с лаборанткой кафедры аэродинамики академии Мариной Расковой. Знала я и летчицу Полину Осипенко. Но она в то время была в Архангельске. Послала ей телеграмму с предложением лететь вторым пилотом. Незамедлительно получила от нее ответ из трех слов: «Согласна хоть третьим». Так создался наш экипаж, и мы включились в интенсивные тренировочные полеты ночью и вслепую.
В 1939 году Валентина Степановна назначается начальником Управления международных воздушных линий СССР и параллельно учится в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.
Все предвоенные годы знаменитая лётчица вела большую общественную работу. Она возглавила Управление международных воздушных линий СССР, участвовала в заключении ряда договоров с другими странами. Летчики управления считались лучшими мастерами в международных аэропортах Европы. Став большим начальником и депутатом, Валентина пыталась помочь самым разным просителям. К ней приходили, приезжали и звонили с самыми различными вопросами: «Гибнет промысловая рыба на Камчатке, выручайте!» или «Не дают внедрить новые технологии».
В годы войны
Начало войны потребовало перестройки Управления международных воздушных линий СССР, которое возглавляла Гризодубова. Лётчики управления стали выполнять особо сложные задания в тылу врага. В 1942 году Валентине поручили укомплектовать 101-й авиационный полк дальнего действия из состава пилотов Гражданского флота. В состав полка были включены и лётчики, которые летали ещё с отцом Гризодубовой и те, кого она сама подготовила в предвоенные годы. Валентина Степановна сама постоянно вылетала на боевые задания – бомбить врага, оказывать помощь партизанам.
Задачи перед 101-м полком всегда ставились сложные и очень ответственные. Надо было пробиться к далёким целям в тылу противника, отразить атаки фашистских истребителей. Техника была несовершенная, летать приходилось в любую погоду и выходить на цель без ошибки. Валентина Степановна на своём личном примере показывала, как это надо делать.
Особенно сложными были полёты к партизанам. Обязательным для тех, кто летал к партизанам, считалось умение обмануть гитлеровцев, перелететь незамеченным линию фронта, уклониться от встречи с «мессерами». Много надо было уметь, чтобы добраться до места дислокации партизан, сесть на плохо подготовленную полосу, разгрузиться, забрать раненых, детей, связных, взлететь и вернуться на Большую землю.
Партизанское движение ширилось с каждым месяцем. Необходимо было усилить помощь отрядам, сражавшимся с врагом в глубоком тылу. В связи с этим 101-й авиационный полк получил значительное количество самолетов и экипажей. Чтобы увеличить дальность полета, на машины установили дополнительные баки с горючим и довели полетное время до 12-17 часов. Командир 101-го, единственная женщина в полку, пользовалась большим авторитетом у подчиненных. Сама участвовала в выполнении ответственных заданий, бомбила врага, не раз летала в соединения прославленных партизанских командиров Сабурова А.Н., Ковпака С.А. и других, доставляла им оружие, боеприпасы, медикаменты, литературу и т. п.
Лётчики полка вывезли из тыла противника 4 тысячи раненых, много детей, доставили в Центр множество оперативных документов, добытых у врага разведчиками и партизанами. Полк стал гвардейским, Краснознамённым, Красносельским.
Послевоенное время
С 1946 года Валентина Гризодубова вернулась к мирной жизни. Работала в гражданской авиации, заместителем начальника НИИ-17 (позднее — институт приборостроения) по лётной части. Институт разрабатывал радиоэлектронные приборы для армии и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах.
Имя Валентины Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознаменному военно-транспортному авиационному полку (дислоцировался в Смоленске, в октябре 2009 года расформирован, боевое знамя, исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге).
Умерла В.С. Гризодубова 28 апреля 1993 года и похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда, Валентина Гризобудова была награждена орденами Ленина (дважды), Октябрьской революции, Отечественной войны 1 степени (дважды), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. Депутат Верховного Совета СССР в 1937 — 1946 гг. В Москве на Кутузовском проспекте установлен памятник Гризодубовой, а на доме, в котором она жила — мемориальная доска. Имя летчицы Гризодубовой носят улицы в Москве и других городах России, а также в Донецке (Украина), Алма-Ате (Казахстан).