Новости

«Правовые знания»: бюджет муниципального округа

03/06/2016
Начальник финансово-юридического отдела аппарата Совета депутатов района Братеево Светлана Дергачева
Начальник финансово-юридического отдела аппарата Совета депутатов района Братеево Светлана Дергачева

О бюджетных полномочиях муниципальных образований рассказывает начальник финансово-юридического отдела аппарата Совета депутатов муниципального округа Братеево Светлана Дергачева.
Бюджеты муниципальных образований являются частью бюджетной системы Российской Федерации.

«В соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса РФ мне хотелось бы озвучить некоторые полномочия муниципальных образований по бюджетным вопросам», — отметила Светлана Дергачева.
К бюджетным полномочиям муниципального округа относятся:

— установка порядка составления и рассмотрения проекта бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля исполнения и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

— составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля исполнения, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

— установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

— определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов.

«Необходимо также отметить, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет», — добавляет Дергачева.
Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципального округа не допускается.

Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, контроль его исполнения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, федеральными законами и законами города Москвы. Исполнение местного бюджета осуществляется через органы казначейства в соответствии с Федеральными законами и законами города Москвы.
Органы местного самоуправления могут заключать соглашения об осуществлении контроля за исполнением местного бюджета с органами государственного финансового контроля Мосгордумы и столичного Правительства.

Как правило, местные бюджеты формируются за счет налоговых доходов по доходам физических лиц в соответствии со статьями 227, 227 – 1 и 228 Налогового кодекса РФ, а также за счет межбюджетных трансфертов.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, предусмотренных законом города Москвы о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с ФЗ.
Органы местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и законами города Москвы самостоятельно определяют направления расходования средств местных бюджетов на решение вопросов местного значения, а также обеспечивают финансирование расходов в пределах средств, переданных из городского бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий.
Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств в установленном Бюджетным кодексом порядке. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов, отнесенных настоящим Законом к вопросам местного значения МО и вопросов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами города Москвы.

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий города Москвы предусматриваются в бюджете города Москвы на очередной финансовый год.

Исполнение местного бюджета также осуществляется путем размещения муниципальных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с ФЗ. Муниципальные нужды в товарах, услугах, работах для решения вопросов местного значения, осуществление переданных полномочий осуществляются за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Исполнение бюджета осуществляется аппаратом Совета депутатов. Бюджетная отчетность является годовой, а отчет об исполнении местного бюджета является ежеквартальной. Бюджетная отчетность предоставляется аппаратом в финансовый орган города Москвы. Отчет об исполнении бюджета за первый квартал, полугодие и 9 месяцев в соответствии с ФЗ составляется аппаратом и также направляется в органы финансового контроля. Данный отчет утверждается постановлением аппарата и рассматривается советом депутатов только информативно, а годовой отчет утверждается решением совета через прохождение процедуры публичных слушаний.

Ежемесячно и ежеквартально аппаратом составляется полностью бюджетно-бухгалтерская отчетность и направляется в финансовые органы города Москвы (Департамент финансов, территориальное казначейское финансовое управление №4 и Контрольно-счетная палата Москвы).

Также большую роль в исполнении бюджета играет бюджетная классификация. Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ являются единым для бюджетной системы РФ, осуществляются Министерством финансов РФ.
Все действия по составлению бюджета начинаются в середине текущего года. Проект местного бюджета составляется на основе проекта города Москвы, в котором прописаны все нормативы. По ним мы распределяем все денежные средства.

«Планируя бюджет на год, мы имеем реестр расходных обязательств на три года вперед. Поэтому, в целом, свои цифры на этот период мы знаем. Бывают иногда скачки по кодам. Например, в этом году была изменена вся система классификации кодов», — добавила Дергачева.

Проект бюджета готовится аппаратом, подается на рассмотрение бюджетно-финансовой комиссии, затем рассматривается регламентной комиссией и поступает в Совет депутатов. Если у Совета депутатов нет замечаний, то он направляет проект бюджета на публичные слушания. В процессе публичных слушаний секретарь собирает все предложения жителей и депутатов, а также иных лиц, присутствующих на слушаниях. После чего депутаты решают принимают ли они проект, который предоставил аппарат или вносят корректировки и дополнения. Таким образом до 31 декабря текущего года должен быть принят бюджет на следующий финансовый год.

Проект исполнения годового бюджета также готовится аппаратом, подается на рассмотрение в Совет депутатов, после чего проходит процедуру публичных слушаний.

Принципы бюджетной системы РФ

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации, бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

«У нас всегда отдельным приложением доходы, расходы и источники финансирования. Это как раз говорит о принципе разграничения доходов, расходов и источников финансирования», — пояснила Дергачева.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ муниципальных образований касается выделения межбюджетных трансфертов. Соответственно, бюджет формируется исходя из количества населения муниципального округа.

Сюда же можно отнести принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета.

Принцип эффективности использования бюджетных средств, в сою очередь, означает при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
«Один из самых интересных принципов – это принцип прозрачности и открытости», — уточнила Дергачева.

Этот принцип означает обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и СМИ проектов бюджетов, внесенных в законодательные органы государственной власти; обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-ко ммуникационной сети интернет; стабильность и преемственность бюджетной классификации РФ.

«Все проекты, постановления и решения об исполнении бюджетов довольно подробные, имеют пояснительные записки, в которых может разобраться любой житель. Все опубликовывается в СМИ: в Московском муниципальном вестнике, мы дополнительно размещаем информацию на официальном сайте, в электронной версии газеты района Братеево. Также хочу добавить, что внутренний муниципальный контроль мы осуществляем сами, а внешний финансовый контроль за нами осуществляет множество финансовых органов, таких, как Департамент финансов, Территориальное финансово-казначейское управление, Контрольно-счетная палата Москвы, Контрольно-ревиз ионное управление, Главконтроль, Федеральная антимонопольная служба и т.д.», — добавила Дергачева.
Ольга Малыхина

Метки: , , ,

Выбор редактора