Новости

«Правовые знания»: о законодательных аспектах работы органов местного самоуправления

29/04/2016
Местное самоуправление в Москве – это признанная Конституцией РФ самостоятельная, под свою ответственность, деятельность местного сообщества, которое будет решать вопросы местного значения - Василий Митрюк
Местное самоуправление в Москве – это признанная Конституцией РФ самостоятельная, под свою ответственность, деятельность местного сообщества, которое будет решать вопросы местного значения — Василий Митрюк

Руководитель аппарата Совета депутатов муниципального округа Братеево Василий Митрюк в рамках новой рубрики «Правовые знания» будет разъяснять основные законодательные нормы и документы, применимые к органам местного самоуправления.
В конституции Российской Федерации есть ряд статей, в которых четко указываются их полномочия. В 2003 г. был принят закон №131 «Об образовании местного самоуправления на территории РФ». В этом же законе есть статья 79 «особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения».
«Именно 79 статьей было определено то, что местное самоуправление в городах федерального значения организовывается законодательством данных городов», — пояснил Василий Митрюк.
На основании этой статьи в 2002 году был принят закон №56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве». В результате в каждом районе Москвы были образованы муниципальные округа.
«Местное самоуправление в Москве – это признанная Конституцией РФ самостоятельная, под свою ответственность, деятельность местного сообщества, которое будет решать вопросы местного значения», — добавил Митрюк.
В первом разделе существующего нормативного документа есть вторая статья, разъясняющая права граждан на осуществление местного самоуправления. Согласно ей, жители столицы – граждане РФ, имеющие место жительства в Москве, независимо от срока проживания и места рождения, в соответствии с установленным федеральным законом и местными законами, имеют право на участие в местном самоуправлении.
Кроме того, законом № 56 определен Устав местного самоуправления (статья 6), вопросы местного самоуправления (статья 8), символы местного самоуправления (статья 7), бюджет, ответственность местного самоуправления перед государством и избирателями.
«Наибольший интерес у населения вызывает вопрос, связанный с деятельностью местного самоуправления. На этой теме я бы хотел остановиться подробнее», — сказал Василий Митрюк.
Вопросы местного значения разделены на три блока. Первый – местного значения районных округов города Москвы. Второй – местного значения городских округов. Третий – местного значения сельских поселений.
«Ранее в 56 законе двух последних блоков не было. Был только первый раздел. С присоединением территории Новой Москвы, где было организовано местное самоуправление в соответствии с 131 законом, местное самоуправление выполняет функции согласно тому закону: имеют в собственности имущество и являются полноправными хозяевами на своей территории», — отметил Митрюк.
В рамках вопросов местного значения, в полномочиях муниципального округа Братеево формирование бюджета. Документ предусматривает финансирование материального обеспечения деятельности Совета депутатов. Бюджет расходуется на информирование населения – электронные СМИ и сайт муниципального округа Братеево. Кроме того, бюджетные средства выделяются на публикацию нормативных документов в «Московском вестнике».
Также аппарат Совета депутатов муниципального округа Братеево расходует денежные средства на организацию и проведение местных праздников (День района, Славянский базар и Новогодние гуляния), а также на военно-патриотические мероприятия.
Кроме того, в рамках полномочий ведется регистрация трудовых договоров, заключенных работодателями с физическими лицами только тех, где работодатель не является индивидуальным предпринимателем ; выдача разрешений на вступление в брак лиц, не достигших 18-летнего возраста.
В нормативно-право вой базе существует также раздел: Владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Однако в муниципальной собственности округа Братеево никакого имущества нет. В Москве единое городское хозяйство и оснований передавать его также нет.
Важно упомянуть, что муниципальный округ Братеево ведет архивную работу, регистрирует Уставы территориальных общественных объединений самоуправления.
Одна из функций местного самоуправления – это сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия: памятников культуры местного значения, находящихся в собственности муниципального образования. А поскольку в муниципальном округе Братеево в собственности нет имущества, как отмечалось ранее, то и объектами культурного наследия местное самоуправление не занимается.
Не менее значимая функция – это рассмотрение жалоб потребителей, а также консультации их по вопросам защиты прав потребителей; взаимодействие с общественными объединениями; участие в организации работы общественных пунктов охраны правопорядка и их советов.
Также местное самоуправление занимается пропагандой в области знаний пожарной безопасности. Сюда же относится предупреждение жителей о возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Местное самоуправление участвует в проведении публичных слушаний по вопросам градостроительства. Кроме того, депутаты муниципального округа Братеево участвуют в профилактике терроризма и экстремизма на территории округа.
К слову, депутаты согласуют предложения, вносимые управой района, префектурой и административным и округами: по размещению нестационарных торговых объектов, по вопросам целевого использования нежилых помещений, находящихся в собственности города. А также содействуют в создании различных форм территориального местного самоуправления, взаимодействуют с ними и с органами жилищного самоуправления.
Депутаты оказывают содействие в осуществлении государственного экологического мониторинга, а также устанавливают или упраздняют особо охраняемые природные территории.
Еще один раздел работы муниципального округа Братеево посвящен созданию условий в районе для развития физической культуры и спорта; участию в организации и изменении маршрутов наземного городского транспорта.
Один из самых больших разделов называется: «Содействие по благоустройству территорий муниципального образования». По этому разделу был принят закон №39 «О наделении органов местного самоуправления (муниципальных округов) отдельными полномочиями».
«На заседании Совета депутатов мы утверждаем программы по благоустройству территорий, которые вносит управа. Депутаты участвуют в контроле, открытии и приемке отремонтированных объектов. А также заслушивают отчеты о выполнении данных программ», — добавил Митрюк.
Закон №39 позволяет депутатам заслушивать на заседаниях отчеты главы управы, руководителей лечебных учреждений, центра госуслуг, территориального центра социального обслуживания населения с приглашением на эти заседания населения. Кроме того, на них рассматриваются вопросы о переводе жилых помещений в нежилые.
Также депутаты участвуют в утверждении программы капитального ремонта зданий, находящихся на территории муниципального округа. Полномочия депутатов в этой сфере регламентируются законом №72 от 2015 года.
«Для того чтобы Совет депутатов действовал на основании закона, после разработки и принятия Устава, в обязательном порядке разрабатывается и принимается регламент работы Совета депутатов, который обязателен для исполнения всех присутствующих на заседаниях», — пояснил Митрюк.
Ольга Малыхина, фото автора

Метки: , , ,

Выбор редактора